Проводим
конкурс!
English

Конкурс на лучший туристический слоган Кыргызстана — пояснение выбора жюри

Перед членами жюри и приглашенными экспертами стояла непростая задача. Нужно было выбрать слоган (девиз), который достоин рекламировать Кыргызстан как туристическое направление, из почти шести с половиной тысяч (!) вариантов.

Мы заранее предвидим, что при обнародовании нашего выбора многие участники конкурса и просто следившие за поступающими предложениями скажут, что выбранный слоган не является «самым-самым», поскольку среди огромного числа представленных на конкурс заявок есть более красивые, более остроумные, более поэтичные варианты. То есть варианты, которые понравились вам больше.

Мы даже не будем пытаться спорить с тем, что на конкурс было подано множество талантливо составленных фраз, которые могут конкурировать с выбранным нами вариантом по тому, насколько он может понравиться.

Однако, цель туристического слогана — не вызывать восхищение его красотой, изяществом или остроумием. Его настоящая и единственная цель — эффективно рекламировать туризм в Кыргызстане иностранной аудитории.

Поэтому перед жюри и его экспертами стояла непростая задача — выбрать среди массы предложений тот вариант, который лучше всего «продает» наш туристический продукт целевым аудиториям в разных странах. Насколько он при этом выглядит ярким и красивым для нашей собственной аудитории, не очень важно.

Наш выбор победителя в основной номинации (национальный туристический слоган Кыргызстана) — «Kyrgyzstan — Infinitely Unique» / «Кыргызстан — бесконечно уникален»

Данный вариант был выбран как абсолютный победитель по следующим параметрам.

Он очень точно указывает потенциальному туристу причину, по которой тот должен посетить Кыргызстан. Причина эта в том, что то, что турист увидит и сможет испытать (experience) в Кыргызстане, является уникальным.

«Уникальный» — сильное слово. Оно не терпит оговорок — если сказано «уникальный», значит, другого такого в принципе нет. «Хороший», «великолепный», «отличный» — таких может быть много, а вот «уникальный» — значит точно единственный в своем роде.

«Уникальный» — интригующее, заманивающее слово. Слоган утверждает, что больше нигде в мире вам такого туристического опыта не получить. Однако, при этом он не конкретизирует предмет уникальности («небесные горы», красивое озеро, чистая природа, и т.д.), а как бы приглашает узнать подробнее — что же именно там уникального.

Кыргызстан — малоизвестная на туристическом рынке страна, и выбранный нами слоган в полной мере эксплуатирует эту слабость туристической индустрии, делая её сильной стороной. Он говорит: вы не знаете Кыргызстан, а он в то же время является уникальным.

И не просто уникальным, а бесконечно уникальным.

Слово «бесконечно» чрезвычайно эффективно усиливает указание на уникальность.

Мы аплодируем автору слогана за выбор именно этого слова.

На конкурс были поданы и другие варианты со словом «уникальный» («Насладись красотой уникальной природы», «Наш бренд — уникальность», «Уникальная страна», «Уникальный во всем», и так далее), но выбранный в качестве лидера вариант по мнению жюри является наиболее эффективно «продающим» уникальность Кыргызстана как туристического направления.

«Бесконечно» — гораздо более высокая степень, чем «очень», «весьма», «совершенно» и пр. Семантически, нет более высокой степени чего-либо, чем «бесконечный», поэтому выбор этого прилагательного как нельзя удачен. Возможно, «абсолютно» уникальный — равное по силе выражение, но слово «бесконечно» интригует гораздо больше.

Также жюри отмечает высокую универсальность этого слогана для носителей различных языков.

Одна из проблем в запуске национального туристического слогана состоит в том, что даже если он звучит красиво для англоязычной аудитории (таких слоганов было представлено много), он будет не очень понятен тем, для кого английский язык не является родным.

Infinitely Unique в этом отношении — прекрасный вариант, так как будучи основан на словах с латинскими корнями — infinitus (бесконечный) и unicus (уникальный), он легко воспринимается носителями не только английского, но и всех романских языков. Его варианты в романских языках используют те же слова:

  • Французский — infiniment unique
  • Испанский — infinitamente único
  • Португальский — infinitamente único
  • Итальянский — infinitamente unico
  • и так далее

Таким образом, этот слоган обеспечивает гораздо больший охват потенциальной туристической аудитории, чем слоганы, ориентированные только на туристов, говорящих на английском как на родном.

Примечание. В оригинале английский вариант слогана был подан претендентом с использованием слова endlessly вместо infinitely, что является семантически некорректным, поэтому экспертами жюри был предложен более точный перевод слова.

Специальная номинация: слоган для рекламы туристического продукта «чистая природа», discovery-туризм. Преимущественно — аудитория из развитых стран Запада

Наш выбор — Kyrgyzstan — Seven Wonders of Nature / Кыргызстан — Семь чудес природы

В этой специальной номинации мы выбирали слоган, который может использоваться дополнительно к общему национальному туристическому слогану для рекламы отдельного, очень важного для Кыргызстана туристического продукта. Этот продукт — чистая природа и страна как новое направление (то есть где турист еще не был, и выбирает, куда поехать с целью повидать что-то новое — т.н. discovery-туризм).

Целевая реклама этого продукта важна для Кыргызстана, так как он адресован платежеспособной аудитории туристов из стран Запада — прежде всего Европы. (Туристы из стран бывшего СССР в своей массе не интересуются экотуризмом — для них важнее качество отдыха, комфорт и цена. Равным образом они не считают Кыргызстан новым «направлением», которое необходимо «открывать», из-за общего советского прошлого с этой страной).

Итак, выбираемый слоган должен эффективно рекламировать Кыргызстан как направление для экотуризма, то есть рекламировать его чистую, нетронутую и при этом интересную природу. Его адресаты — люди, которые еще ни разу не были в стране, то есть для них это — discovery (открытие).

Выбранный нами вариант, как нам кажется, решает поставленную задачу на 100%. Он уверенно заявляет, что в Кыргызстане есть «семь чудес природы», то есть семь природных объектов, явлений, феноменов, которые можно описать превосходной степенью «чудесный».

Общеизвестна фраза «семь чудес света». Собственно, к ней и отсылает слоган.

Следует отметить, что и «семь чудес природы» — не изобретение автора слогана. Эта фраза используется достаточно широко — достаточно зайти в интернет с соответствующим поисковым запросом.

Однако, она обычно употребляется в контексте выбора семи самых интересных природных объектов в масштабе всего мира. Как пример, в 2007-2009 годах по инициативе швейцарской некоммерческой организации «Корпорация Нового Открытого Мира» проводился международный конкурс, в ходе которого нужно было выбрать 7 природных объектов, достойных считаться «новыми чудесами природы».

То, что «семь чудес природы» вы можете найти в рамках одной страны, в Кыргызстане — очень самоуверенное утверждение. И именно поэтому оно нам нравится.

С точки зрения «попадания» в аудиторию, интересующуюся экотуризмом, слоган очень качественный. Он вызывает ассоциации с известными всем и признанными чудесами природы (такими как гигантские водопады, уникальные экосистемы, причудливые горные формации и пр.) И при этом утверждает, что столь же удивительные чудеса можно найти в Кыргызстане.

* * *

По терминологии современной журналистики, этот слоган — классический listicle. Так именуются заголовки, указывающие не просто на множество, а содержащие точное число вариантов (даже если это число притянуто искусственно).

«7 новых способов похудеть», «10 принципов эффективного управления от Илона Маска», «5 стран, которые вам обязательно надо посетить в ближайшие годы» — типовые «листиклы».

По многочисленным авторитетным исследованиям рекламной индустрии, такие материалы вызывают бОльший интерес, чем где заголовок не содержит числа. Это просто нерациональный психологический феномен.

* * *

Слоган про чудеса природы дает возможность пропагандистам туризма в Кыргызстане определить (или всякий раз по-разному определять), а какие же именно объекты являются «семью чудесами природы» в этой стране — либо какие природные феномены могут быть к ним отнесены.

Объекты — например:

  • незамерзающее высокогорное озеро Иссык-Куль;
  • озеро Мерцбахера, в котором плавают айсберги и воды которого раз в год прорываются в долину реки Ыныльчек;
  • исчезающее озеро Кёль-Суу;
  • озеро Сары-Челек, где ели растут от самой воды;
  • разноцветные каньоны в Баткене;
  • природные замки — каньоны Конорчек;
  • и т.д.

Явления — например:

  • «небесные горы» (оптический феномен «висящих» вершин);
  • пики, представляющие интерес для альпинистов;
  • высокогорные болота — сырты;
  • замерзающие зимой по всей вертикали водопады;
  • и т.д.

Возможно также определение по одному «чуду природы» из каждого региона Кыргызстана (в стране 7 областей).

Мы рекомендуем специалистам, занимающимся развитием туристической отрасли Кыргызстана, сразу же после конкурса объявить сбор предложений, какие именно природные объекты и явления Кыргызстана достойны считаться «чудесами света», после чего организованно донести эти выводы до потенциальной аудитории.

Специальная номинация: слоган для рекламы кыргызстанских туристических продуктов, ориентированных на туристов из стран бывшего СССР

Наш выбор — Кыргызстан — Отдых на высоте!

В этой специальной номинации мы выбирали слоган, который может использоваться дополнительно к общему национальному туристическому слогану для рекламы Кыргызстана как туристического направления для аудитории из стран бывшего СССР.

Из-за того, что эта аудитория является преимущественно русскоязычной, слоган утвержден исключительно на русском языке.

Аудитория стран бывшего СССР сильно отличается по своим туристическим предпочтениям от аудитории из стран Запада.

Приоритеты аудитории пост-советских стран:

  • комфорт (сервис, безопасность, удобство)
  • недорого
  • интересно

Известно, что аудитория категории «СССР» сосредоточила свои предпочтения на отдыхе на озере Иссык-Куль, а также (меньшая часть аудитории) на зимних видах туризма (горные лыжи + экстрим).

Она состоит в основной массе из представителей среднего класса тех регионов России, откуда в Бишкек есть прямые рейсы и из которых Кыргызстан доступен на автомобиле (Уральский регион).

Представители этой аудитории не гонятся за экзотикой. Им в основной массе безразличен экотуризм (девственная природа) и исторический контекст посещаемых мест. Не является для них Кыргызстан и «новым направлением» — скорее, он — недорогое место отдыха в постсоветской стране, где почти все говорят по-русски.

Поэтому для указанной аудитории был выбран слоган, подчеркивающий одновременно и качество сервиса («на высоте» — фраза, понятная всем в своем переносном значении) и в то же время добавляющий указание на такую особенность страны как высокогорье («на высоте» в смысле над уровнем моря). В слогане есть слово «отдых», что апеллирует к основному интересу основной части целевой аудитории — отдых, релакс, комфорт, хороший сервис.

Предпочтение этому, достаточно незатейливому, слогану было отдано против других — более литературно красивых и интересных вариантов, именно по прагматическим соображениям. Слоган должен эффективно продавать, а не казаться красивым.